10-летие

«Археологической экспертизы»

расчёт стоимости услуг

Туркестан – гос. граница с Узбекистаном, 2019

В 2019 г. сотрудниками ТОО «Археологическая экспертиза» была проведена натурная археологическая экспертиза проекта: «Пред. ТЭО «Развитие железнодорожного участка Туркестан – государственная граница с Узбекистаном, для организации высокоскоростного пассажирского движения».

Территория Экспертизы: земельный участок под ось проектируемой железной дороги длиной 290 км и буферная зона в 250 м по обе стороны от оси.

Цель работ –  определение наличия или отсутствия на участке исследования и в пределах зоны экспертизы объектов историко-культурного наследия.

Экспертиза проведена согласно методике проведения натурных археологических экспертиз. Предварительно была проведена работа с архивными и библиографическими данными, списками и сводами памятников местного и республиканского значения, анализ космоснимков.Территория экспертизы была тщательно осмотрена, был выполнен пеший обход территории согласно оптимальному маршруту покрытия зоны экспертизы.

В ходе проведения экспертизы обнаружен 31 объект. Из них: 23 объекта историко-культурного наследия - памятники археологии (Объекты № 1-23), 8 современных кладбищ (Объекты № 24-31). Из 23 памятников археологии8 могильников и 2 одиночных кургана, предварительно датируемые ранним железным веком11 поселений и 2 усадьбы, предварительно датируемые XIX - нач. XX вв. 16 объектов историко-культурного наследия расположены на расстоянии менее 50 метров от оси проектируемой железной дороги (объекты № 1, 2, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 23). На оси трассы расположены 2 современных кладбища (объекты № 25 и 28), 1 современное кладбище расположено в 17 м от оси трассы (объект № 31).

Все объекты были внесены в ГИС-базу данных памятников ТОО «Археологическая экспертиза».

Были даны следующие рекомендации: В целях обеспечения сохранности выявленных объектов историко-культурного наследия № 1, 2, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 23 при строительстве железной дороги необходимо соблюдение охранных зон 50 м от их границ. Для этого рекомендовано изменение оси проектируемой железной дороги. В случае невозможности изменения оси проектируемой железной дороги  требуется проведение научно-исследовательских работ.