10-летие

«Археологической экспертизы»

расчёт стоимости услуг

Юридическое сопровождение

Имея значительный опыт в сфере международного и национального права, Археологическая экспертиза проводит юридические консультации и юридическое сопровождение в рамках национального и международного законодательств, в том числе по сложным юридическим вопросам.

Правовая основа функционирования системы государственного управления  (или государственной охраны) археологическим наследием Республики Казахстан.

Республика Казахстан – страна, обладающая богатым археологическим наследием. Памятники археологии, разбросанные по всей обширной территории Республики, хранящие следы эпох и великих событий, отображающие разнообразие и переплетение  ценностей и религиозных воззрений,  наряду с уникальными находками, впитавшими в себя  обычаи, традиции многочисленных этносов и племён, стали не только достоянием науки и культуры народа Казахстана, но и обогатили сокровищницу мировой цивилизации.

Сегодня заметны новые мировые тенденции изменения статуса объектов археологического наследия.  Памятники археологии всё чаще рассматриваются как часть истории политической жизни государства. Произошла смена ракурса с позиции, в которой отмечались исключительно культурная и научная составляющие археологических объектов, на принципиально новую позицию, где памятник археологии становиться важнейшим звеном в определении духовной идентичности, этничности современного общества, приобретая общественную и политическую значимость.  Особая уязвимость археологических памятников, присущая им хрупкость, невосполнимость, и упомянутая многосторонняя ценность, выдвигают проблему сохранения археологического наследия на ключевые позиции.

Вопрос охраны археологического наследия в Казахстане стоит довольно остро. Очевидной становиться недостаточная защищённость объектов археологического наследия в условиях активизации хозяйственного освоения земель и вытекающей из неё ежегодно возрастающей активности на рынке археологических услуг. Ситуация, сложившаяся вокруг взаимодействия государственных органов с лицами, осуществляющими археологические исследования на территории Республики Казахстан, демонстрирует серьёзные недостатки в сфере охраны не выявленных памятников археологии, а также системные проблемы в сфере государственного учёта объектов историко-культурного наследия. На этом фоне стали также заметными неэффективность механизма контроля качества оказываемых археологических услуг, проблемы собственности на памятники археологии и многие другие большие и малые сложности.

Корни всех этих разрастающихся «археологических» проблем следует искать в законодательном фундаменте системы государственного управления историко-культурным наследием.  Именно правовые нормы являются основой функционирования механизма охраны историко-культурных объектов и непосредственно наиболее страдающих объектов археологического наследия.

История формирования законодательства об охране и использовании историко-культурного наследия Республики Казахстан

В процессе становления Казахстана после обретения им независимости существенно изменилось отношение общества и государства к историческому и культурному наследию. В этот период формировалось и совершенствовалось законодательство Республики Казахстан – были разработаны и приняты основные документы, определяющие политику государства в сфере охраны и использования памятников истории и культуры, с течением времени в них вносились изменения и дополнения. Казахстан присоединился к ряду международных документов[1].  Активное развитие получило сотрудничество с иностранными и международными организациями в научной сфере, в сфере охраны и популяризации памятников. Республикой Казахстан сделано немало правовых шагов для решения проблем сохранения, охраны и популяризации историко-культурного наследия. Чтобы проанализировать эффективность одних и безуспешность других, следует начать с истоков сегодняшней правовой основы – с норм советского права.

История формирования законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры отражает развитие общественного правосознания. В советский период существовало иерархическое соподчинение  законодательств союзных республик законам СССР. Закон Казахской ССР от 11 августа 1978 года № 1489-XII «Об охране и использовании памятников истории и культуры» полностью отражал всю систему правового регулирования, утверждённую законом СССР 1976 г.  с аналогичным названием. Закон КазССР устанавливал функции и полномочия государственных органов, общественных организаций, граждан по охране и использованию памятников истории и культуры. В нём были определены объекты, которые являются памятниками истории и культуры, была разработана система градации недвижимых памятников истории и культуры по уровню их культурной значимости. Законом был определён весь комплекс мероприятий, которые по существу отражал охранные функции государства: выявление, учёт, хранение (в музеях, библиотеках, архивах), реставрация, консервация, ремонт, восстановление памятников истории и культуры, особый порядок доступа к ним, а также их ввоз и вывоз [1].

Обретение Казахстаном независимости и установление нового государственного строя обусловили необходимость разработки нового закона о памятниках истории и культуры, который был принят в 1992 г. В его названии «Об охране и использовании историко-культурного наследия» появилось новое понятие, отражающее общемировые тенденции в использовании терминологии - «историко-культурное наследие»[2]

Сравнивая два Законодательных акта советского (1978 г) и постсоветского периода (1992 г.), легко заметить произошедшую трансформацию системы политического устройства государства, смену идеологии, некоторые изменения в предмете правового регулирования, изменения порядка выдачи разрешений. 

Одним из существенных отличий Закона Казахской ССР 1978 года  является то, что в нём под памятниками истории и культуры понимались как движимые, так и недвижимые объекты, что существенно расширяло сферу деятельности данного закона и делало систему органов охраны  памятников более разветвлённой. В Законе Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» 1992 г. предмет правового регулирования значительно сужен, данный Закон касается лишь недвижимых памятников. Отношения по охране и использованию движимых культурных ценностей стали регулироваться Законом «О культуре». С одной стороны это сделало процесс правоприменения более удобным: отдельные законодательные акты для разных (движимых и недвижимых) не связанных между собой видов культурных объектов. С другой стороны это значительно усложнило ситуацию с правовым регулированием отношений по охране и использованию археологического наследия, где движимые объекты – археологические находки и недвижимые объекты – археологические памятники, составляют единый археологический комплекс, а процессы по выявлению, изучению, охране и использованию этого комплекса в реальности неразрывно связаны. Вследствие диссонанса  между правовыми нормами и реальными отношениями в археологической сфере, обнаружились пробелы в законодательстве, и вытекающие отсюда проблемы по учёту и охране археологических находок.

Ещё одним важным отличием Закона КазССР и Закона Республики Казахстан является порядок и условия выдачи разрешительных документов на ведение раскопок и разведок. В соответствии с советским законодательством Академия наук КазССР выдавала на имя определённого исследователя открытый лист, который также регистрировался в Министерстве культуры КазССР[3]. Такая процедура сочетала в себе функцию научного контроля со стороны АН КазССР и административную функцию со стороны органов исполнительной власти. Открытые листы и сегодня остаются наиболее популярным методом контроля над деятельностью археологов в странах СНГ. В Законе Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» открытые  листы были заменены лицензионным порядком осуществления археологических работ. Интенсивное развитие рыночной экономики в Казахстане способствовало повышению заинтересованности государства в развитии частного сектора. Интенсификация частноправовой деятельности особенно в сферах, затрагивающих государственные интересы, таких как археологические исследования, невозможна без государственной регламентации. Введение лицензионного порядка на осуществление археологических раскопок и разведок было своевременным ответом на поставленные государством задачи по созданию развитого предпринимательского сектора в стране, по совершенствованию антимонопольной политики и по повышению конкурентоспособности науки. В то же время лицензирование, как один из видов государственного надзора, способно было обеспечивать публичные интересы. 

В результате сегодня на Казахстанском рынке археологических услуг существуют и успешно конкурируют как государственные, так и частные научно-исследовательские организации. Лицензирование является  одним из основных механизмом государственного контроля над порядком осуществления археологических  работ[4]. Утверждение квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании деятельности по осуществлению археологических и (или) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры находится в компетенции Правительства Республики Казахстан.

Квалификационные требования включают наличие:

  1. научных руководителей, имеющих высшее образование («археология и этнология», «история») и соответствующий стаж работы в области археологии не менее трех лет, являющихся основными работниками у заявителя – для юридических лиц;
  2. высшего образования («археология и этнология», «история») и соответствующего стажа работы в области археологии не менее трех лет у заявителя – для физических лиц;
  3. рекомендации научной организации в области археологии на право осуществления археологических работ на памятниках истории и культуры;

Как видно из  содержания квалификационных требований, предъявляемых к лицензиату,  лицензирование археологической деятельности призвано выполнять не только функцию административного контроля, но функцию контроля со стороны научной общественности. К сожалению, на сегодняшний день действия этого правового механизма не достаточно для эффективного контроля за качеством оказываемых археологических услуг.  Назрела необходимость принятия новых правовых решений.

Рассмотрев некоторые отличительные черты двух законодательных актов – Закона Казахской ССР 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры»  и Закона Республики Казахстан 1992 года «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», следует отметить, что между ними, все же, очень много общего. Ряд понятий, система градации памятников, содержание государственной охраны остались прежними. Так, понятия «памятники археологии» и «памятники градостроительства и архитектуры», упомянутые в ст. 6 Закона КазССР 1978 года № 1489-XII, фактически без изменений перешли в Закон РК «Об охране…» 1992 г. Незначительные изменения претерпели нормы об охранных зонах (ст. 32 Закона КазССР): о запрещении сноса, перемещения, изменения памятника истории и культуры  (ст. 37 Закона КазССР); об обеспечении сохранности памятников истории и культуры при производстве строительных и других работ (ст. 38,39,40 Закона КазССР). Многие прогрессивные нормы советского права, содержащиеся в Законе КазССР 1978 г.  стали основой для формирования законодательства по охране и использованию историко-культурного наследия независимого Казахстана, некоторые из этих норм актуальны и сегодня.

С момента принятия Закона РК 1992 года «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» прошло два десятилетия, а суть большинства основных норм, правовые механизмы охраны, установленные данным Законом, практически не изменились за этот период.  Напротив, общественные отношения в области охраны и использования историко-культурного наследия в Республике Казахстан активно развивались, и в отдельных сферах произошли существенные преобразования.

Система законодательства об археологическом наследии

Сегодня система правового регулирования отношений в сфере сохранения, изучения, государственной охраны и популяризации объектов историко-культурного наследия Республики Казахстан базируется на положениях Конституции, которая устанавливает конституционную обязанность граждан заботиться и сохранять историческое и культурное наследие страны, беречь памятники истории и культуры[5].
В эту систему входят многие общие законодательные акты: Гражданский кодекс РК, регулирующий имущественные отношения, возникающие при использовании, изучении, сохранении объектов историко-культурного наследия; Земельный кодекс РК, регулирующий вопросы землепользования и устанавливающий статус земель историко-культурного назначения; Закон «О лицензировании», определяющий порядок и условия выдачи лицензий на осуществление археологических и реставрационных работ на памятниках истории и культуры; КоАП РК, Уголовный кодекс РК, устанавливающие ответственность за правонарушения и преступления в сфере охраны памятников и истории и культуры и др. Среди специальных законодательных актов, направленных на  сохранение, изучение, государственную охрану историко-культурного наследия следует назвать Законы РК «Об особо охраняемых природных территориях» (2006), «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (2001), «О культуре» (1996), «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» (1992). Во исполнение законов в Республике издано множество подзаконных нормативно-правовых актов – это всевозможные правила, положения, инструкции. Законодательство РК об охране и использовании историко-культурного наследия - весьма обширный материал для рассмотрения и анализа. Остановимся на рассмотрении одного их сегментов законодательства – на правовых нормах, регулирующих отношения в сфере охраны и использования археологического наследия.

Основными Законодательными актами в сфере охраны археологического наследия в Республике является Закон РК от 15 декабря 2006 года № 207-III ЗРК «О культуре»  и Закон РК от 2 июля 1992 года № 1488-XII «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия». 

 Закон РК «О культуре» регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, распространения и использования культуры в Республике Казахстан и определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы государственной политики в области культуры. Этим Законом определяется положение музеев, историко-культурных заповедников и заповедников-музеев. В ст. 32 Закона РК «О культуре»  устанавливается понятие «культурные ценности», к которым в первую очередь отнесены (под пунктом 1) археологические памятники, археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия. Среди прочих объектов отнесённых к  культурным ценностям, упомянуты предметы, которые также могут  быть обнаружены в результате археологических исследований -  монеты, антропологические, палеонтологические материалы.  Последним  - 16-м пунктом в статье указаны составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест. Кроме этого в ст.33-35  Закона «О культуре»  введено понятие объектов  национального культурного достояния, установлен особый режим этих объектов. Содержание вышеуказанных статьи не даёт чёткого представления о  статусе объектов археологического наследия, тем не менее, именно этот законодательный акт определяет правовое положение движимых памятников истории и культуры и непосредственно археологических находок.

Закон РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» является основополагающим для определения статуса недвижимых памятников истории и культуры и непосредственно памятников археологии.

В существующей практике по охране и использованию объектов историко-культурного наследия уполномоченный орган (Комитет культуры Министерства Культуры РК) осуществляя государственное регулирование и непосредственно учёт историко-культурных объектов, обычно оперирует  понятием – «памятники истории и культуры», не выделяя особо памятники археологии, хотя вышеупомянутый Закон содержит специальные, касающиеся непосредственно памятников археологии, нормы. 

Согласно Закону РК «Об охране…» под памятниками истории и культуры понимаются отдельные постройки, здания, сооружения и ансамбли, историко-культурные ландшафты и другие достопримечательные места, созданные человеком или являющиеся совместным творением человека и природы, связанные с историческим прошлым народа, развитием общества и государства, включенные в Государственный список памятников истории и культуры. Все памятники истории и культуры подразделяются на следующие виды:

  1. памятники градостроительства и архитектуры;
  2. памятники археологии;
  3. ансамбли.

ансамбли - группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, локализуемые на исторически сложившихся территориях;

памятники археологии - стоянки, городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения и надписи, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов и иные места, имеющие следы жизни и деятельности древнего человека;

памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты;

Говоря об особенностях археологических объектов как памятников истории и культуры, следует упомянуть норму ст. 5 Закона РК «Об охране…», которая определяет статус объектов историко-культурного наследия и подчёркивается особый статус памятников археологии:

«Объекты историко-культурного наследия приобретают статус памятников истории и культуры с момента признания их таковыми в порядке, установленном настоящим Законом.

Для принятия решения о включении объектов историко-культурного наследия в Государственный список памятников истории и культуры представляются документы в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Признание объектов историко-культурного наследия памятниками истории и культуры закрепляется утверждением их в Государственном списке памятников истории и культуры международного, республиканского и местного значения, подлежащем обязательному официальному опубликованию. Памятники археологии приобретают статус памятников истории и культуры с момента их выявления. …»

Согласно ст. 5 Закона РК «Об охране…» объекты историко-культурного наследия приобретают статус памятников истории и культуры с момента признания их таковыми.  Это признание объектов историко-культурного наследия памятниками истории и культуры, а соответственно и приобретенный статус закрепляется утверждением их в Государственном списке памятников истории и культуры международного, республиканского и местного значения, подлежащем обязательному официальному опубликованию.

Памятники археологии, в отличие от других объектов историко-культурного наследия не нуждаются в признании их памятниками истории и культуры в связи с исключительной научной и культурной значимостью всех археологических объектов, поэтому они приобретают статус памятников истории и культуры с момента их выявления. Приобретённый ими статус также закрепляется утверждением их в Государственном списке памятников истории и культуры международного, республиканского и местного значения, подлежащем обязательному официальному опубликованию. 

Правовой статус объектов археологического наследия

  1. Согласно действующему законодательству все объекты археологического наследия, как недвижимые (памятники археологии), так и движимые (археологические находки), отнесены к культурным ценностям. Объекты археологического наследия, имеющие особую ценность вносятся в Государственный реестр объектов национального культурного достояния.
  2. Памятники археологии, как объекты недвижимого имущества, являются объектами историко-культурного наследия. С момента их выявления они приобретают статус памятников истории и культуры, который закрепляется включением их в Государственный список памятников истории и культуры республиканского и местного значения.
  3. Земельные участки (или их части), занятые памятниками археологии и их охранными зонами, признаются землями историко-культурного назначения.
  4. Археологические находки являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия, после передачи в музеи Республики Казахстан они включаются в состав Национального музейного фонда.

По своему характеру объекты археологического наследия являются наиболее хрупкими свидетельствами материальной культуры прошлого, обладающими уникальной культурной ценностью и наиболее важным для археологической и исторической науки информационным потенциалом. Поэтому объекты археологического наследия должны подлежать обязательной государственной охране и обладать особым правовым режимом их использования.

Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об охране объектов историко-культурного наследия.

Закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» предусматривает ответственность за нарушение законодательства РК в этой сфере.

Статья 42 Закона «Об охране ...»  гласит, что физические и юридические лица, причинившие вред памятнику истории и культуры или его охранной зоне, обязаны восстановить памятник истории и культуры или его охранную зону, а при невозможности этого - возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. Восстановление памятника истории и культуры или его охранной зоны осуществляется под контролем уполномоченного органа.

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан об охране объектов историко-культурного наследия, выраженном в действии или бездействии, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Кодекс РК об административных правонарушениях в 130 статье устанавливает административную ответственность за производство проектных, изыскательских, строительных, мелиоративных, дорожных и других видов работ, которые могут создать угрозу для существования памятников истории и культуры, без проведения предварительных мероприятий по  выявлению объектов историко-культурного наследия, а также за проведение работ в зонах охраны памятников без предварительного разрешения государственных органов.

Статья 187 Уголовного кодекса РК устанавливает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.

Контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан об охране и использовании объектов историко-культурного наследия и непосредственно за исполнением порядка лицензирования археологической деятельности осуществляют:

  1. местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения);
  2. уполномоченный орган - Комитет культуры Министерства Культуры Республики Казахстан.

Согласно ст. 20-1 Закона РК «Об охране …» 

 Государственный контроль в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия, осуществляемый местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), включает в себя:

  1. государственный контроль за состоянием использования и порядком содержания памятников истории и культуры местного значения;
  2. государственный контроль за исполнением археологических и научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры местного значения.

Государственный контроль в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия, осуществляемый уполномоченным органом, включает в себя контроль за:

  1. состоянием использования и порядком содержания памятников истории и культуры всех категорий;
  2. сооружением новых памятников истории и культуры;
  3. соблюдением лицензиатом условий выданной лицензии;
  4. исполнением археологических и научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры международного и республиканского значения.

 Государственный контроль осуществляется уполномоченным органом, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) в форме проверок.

На сегодняшний день контроль за исполнением археологических работ, проводимый вышеупомянутыми государственными органами, сводится к проверке самого факта осуществления на определённых объектах запланированных археологических исследований, финансируемых из государственного бюджета, и к контролю за соответствием видов и объёмов работ пунктам утверждённых для данных археологических объектов календарных планов.

Фактически археологические исследования в Республике находятся в ведении двух Министерств – Министерства Культуры и Министерства образования и науки. Министерство  образования и  науки контролирует подведомственные ему государственные научные организации, в том числе РГКП «Институт археологии им. А.Х. Маргулана» на предмет выполнения программы фундаментальных исследований, финансируемой  этим Министерством, посредством проверки отчётов о научно-исследовательской работе.  В данном случае особое внимание уделяется правильности написания отчётов и конкретным научным результатам. Кроме этого в целях поддержания конкурентного уровня отечественной науки и техники Министерство образования и науки проводит аккредитацию  негосударственных научных организаций, под которой понимается официальное признание правомочий негосударственной научной организации проводить работы в научной и научно-технической области за счет средств государственного бюджета. Аккредитация осуществляется на основе оценки деятельности аккредитуемой негосударственной научной организации по перечню основных показателей деятельности научной организации, таких как кадровый научный состав, стаж работы организации в научной сфере, наличие специального оборудования и т. п. Но все предъявляемые к аккредитуемой организации требования носят общий  характер и никак не касаются практики соблюдения организацией порядка проведения археологических исследований.

Несмотря на то, что самые разные и нередко масштабные археологические работы на территории Казахстана проводятся как государственными научными организациями, так частными археологическими компаниями, а иногда и отдельными археологами, имеющими лицензии, правильность применяемых научных методик и качество археологических полевых исследований остаётся неконтролируемыми.

Проблема базируется на том, что на данный момент утверждённого порядка производства археологических исследований в Республике не существует. Научные организации, работающие на памятниках истории и культуры, иногда применяют нормы, стандарты  и научные методики, действовавшие в советский и переходный периоды. При составлении сметной документации, например, нередко применяется СЦНПР – 91 (Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры – раздел 6. Архитектурно-археологические исследования в зоне охраны памятников истории и культуры). При написании научных отчётов государственные научные организации, относящиеся к ведению Министерства образования и науки Республики Казахстан, соблюдают структуру и правила оформления отчётов о научно-исследовательской работе согласно Системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, разработанной Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Гост 7.32 -2001). Но этих нормативных документов явно не достаточно. Сам процесс проведения археологических работ  (раскопки, разведка, археологическая экспертиза, составление свода памятников, составление отчётов о научно-исследовательской работе) нуждается в дополнительном правовом регулировании.

В связи с множеством проблем правового регулирования сферы охраны и использования археологического наследия, не решенных существующим Законом Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» 1992 г., в Республике разрабатывается законопроект «Об археологическом наследии» Республики Казахстан.

 


[1] Республика Казахстан присоединилась к Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (1994 г.); 9 декабря 2011 г. принят Закон РК № 507-IV «О ратификации Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности»; Законом РК от 21 декабря 2011года № 514-IV ратифицирована Конвенция Юнеско «Об охране нематериального культурного наследия».

[2] Позднее в 2007 г. в Закон «Об охране...» было введен термин «объекты историко-культурного наследия».

[3] Закон Казахской ССР от 11 августа 1978 года № 1489-XII «Об охране и использовании памятников истории и культуры»

Статья 41. Ведение раскопок и разведок памятников археологии

Ведение раскопок и разведок памятников археологии допускается только при наличии разрешения (открытых листов), выдаваемых и регистрируемых в установленном порядке.

Организации и граждане, осуществляющие археологические работы, обязаны обеспечить сохранность памятников.

Разрешения на ведение раскопок и разведок на территории Казахской ССР памятников археологии республиканского и местного значения выдаются Академией наук Казахской ССР и регистрируются Министерством культуры Казахской ССР.

[4] Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 года № 1488-XII «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»

Статья 40. Ведение раскопок и разведок на памятниках археологии

Ведение раскопок и разведок на памятниках археологии допускается при наличии лицензий.

Лицензии на археологические и (или) научно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры на территории Республики Казахстан выдаются уполномоченным органом по согласованию с местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы).

Все материалы и находки, полученные юридическими и физическими лицами Республики Казахстан и других государств в результате археологических исследований на территории Казахстан, передаются в государственные музеи Республики Казахстан после научной фиксации и обработки. Вывоз их за пределы Республики Казахстан запрещается.

[5] Статья 37 Конституции Республики Казахстан «Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».