расчёт стоимости услуг

Транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай»

Международный транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай»
Возрождение Великого Шелкового пути

Территория Казахстана издревле играла роль транзитного региона, соединявшего Запад и Восток Евразийского материка. Изделия китайских мастеров – в особенности шелк и фарфор – высоко ценились на Западе, откуда в свою очередь везли оружие, украшения, диковинных животных. Система караванных дорог получила название Великого Шелкового пути. Этот путь впоследствии перестал быть только торговой магистралью – по нему шли дипломатические миссии, проповедники и шпионы.

Контроль над трассами Великого Шелкового пути был залогом благосостояния любого государства, расположенного на нем. Это достигалось посредством сбора пошлин, развития собственной торговли и местного производства, получавшего широкие возможности для экспорта. Однако торговля, со всеми выгодами, которые она приносила, была очень чувствительной к политике проводимой теми или иными государствами. Помимо восстаний и войн, естественно приводивших к смещению караванных путей, крайне негативно на торговле сказывалось отсутствие инфраструктуры. Правители государств, располагавшихся на территории современного Казахстана, осознали очень давно. Об этом свидетельствует их стремление обезопасить торговлю на всем пути следования караванов по территории владения, а так же развить сеть караван-сараев.

Историческая обстановка в эпоху позднего средневековья определила гибель Великого шелкового пути, что ознаменовало конец целой эпохи и определило социально-экономическое отставание Центральной Азии.
Современные реалии настоятельно требуют расширения торговых связей региона путем реализации транзитного потенциала. Осознание такой необходимости стало причиной создания ряда инициатив по возрождению трансконтинентальной торговли. Среди них одним из самых перспективных является проект строительства и реконструкции автомобильных дорог с целью создания транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», в котором ключевая роль принадлежит Республике Казахстан.

«Важное значение имеет завершение строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Это действительно народная стройка века. Где еще за три года было построено 2700 км. качественной автомобильной дороги? Мы должны в следующем году эту работу закончить»(из Послания Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». Январь 2012 года).

Развернувшееся масштабное строительство охватило огромные территории от юго-востока до северо-запада республики. Современная магистраль вполне закономерно во многом повторила маршрут Великого Шелкового пути. С одной стороны это является проявлением исторической преемственности, а с другой представляет потенциальную угрозу историко-культурному наследию страны. Традиционно наиболее оживленными были территории вдоль караванных путей, что находит отражение в обилии в этих местах памятников археологии – молчаливых свидетелей древности, которых, однако, можно заставить «заговорить» путем археологического исследования. Таким образом, этот «архив» истории края оказался в уязвимом положении. В этой связи остро встал вопрос обследования участков строительства и реконструкции автомобильных дорог на предмет наличия памятников археологии.

«Археологическая экспертиза» за время своего существования сумела накопить в этой области самый большой опыт среди профильных организаций. Ей было осуществлены исследовательские работы, предшествовавшие строительным работам на ряде крупных отрезков автомобильных дорог страны.

  1. Подъезд к Туристическому развлекательному центру Щучинско-Боровской курортной зоны.
  2. Подъезд к свободной экономической зоне «Парк информационных технологий «Алатау».
  3. Астана – Кабанбай батыр – Киевка – Темиртау.
  4. Алматы – Усть-Каменогорск (3 участка).
  5. Усть-Каменогорск – Зыряновск – Большенарымское – Катон-Карагай – Рахмановские ключи.
  6. Жуантобе – Кыземшек – ПВ-19.
  7. Шиели – Тайконур.
  8. Жетыбай – Жанаозен – граница с Туркменистаном.
  9. Бейнеу – Актау.
  10. Атырау – Актау.

В результате археологической экспертизы указанных участков было выявлено значительное количество разноплановых памятников археологии, что позволило предотвратить их утрату.
При подготовке к масштабному дорожному строительству в рамках реализации проекта создания транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» «Археологическая экспертиза» реализовала накопленный опыт, обследовав следующие участки:

  1. Граница РФ (на Самару) – Шымкент, через города Уральск, Актобе, Кызылорда (7 участков).
  2. Алматы – Кокпек – Чунджа – Коктал – Хоргос.
  3. Алматы – Кордай – Благовещенка – Мерке – Ташкент – Термез (6 участков).
  4. Обход г. Шымкент.

Как и ожидалось, эти участки оказались насыщенными памятниками археологии, среди которых значительная часть связана с историей Великого Шелкового пути. Это памятники кочевников, стремившихся установить контроль над караванной торговлей, средневековые города, на улицах которых шумели базары, и усадьбыдекхан.